Самарский филиал ФГБОУ ВО "ВГУВТ"

Печать

Наука и образование - это отрасли, предназначенные для будущего.

Научная работа преподавателей является одним из важнейших квалификационных показателей.

Основные направления научной деятельности включают:

  • привлечение научно-педагогических работников к выполнению научных исследований, способствующих развитию науки, техники и технологий;
  • использование полученных результатов в образовательном процессе;
  • содействие в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышению научной квалификации профессорско-преподавательского состава;
  • практическое ознакомление студентов с постановкой и разрешением научных и технических проблем и привлечение наиболее способных из них к выполнению научных исследований.

Основные задачи научной деятельности следующие:

  • приоритетное развитие фундаментальных научных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научно-педагогических коллективов на важнейших направлениях прогресса науки и техники;
  • обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;
  • исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития образования, усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, на сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;
  • эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований;
  • развитие новых, прогрессивных и плодотворных форм творческого сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования вузовских разработок в производстве;
  • расширение инновационной деятельности с целью создания и освоения новых или усовершенствованных видов продукции, технологических процессов, услуг или новых решений,
  • расширение научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и предприятиями отрасли с целью совместной разработки научно-технической продукции;
  • создание качественно новой экспериментально-производственной базы;
  • привлечение дополнительных бюджетных и внебюджетных финансовых средств.

В Филиале в настоящее время осуществляются следующие формы и виды научной работы:

  • ­                написание и подготовка к изданию учебных пособий, научно-методических статей и докладов;
  • ­        рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных и других материалов;
  • ­        работа методического совета Филиала;
  • ­        руководство научно-исследовательской работой студентов;
  • ­        апробация и внедрение современных образовательных технологий в обучение.

По результатам исследований преподавателей и сотрудников Филиала опубликованы статьи и тезисы в сборниках научно-практических конференций и в научных журналах

Результаты технического, и др. видов творчества представляются на ежегодной выставке-конкурсе творческих работ студентов.

Конкурс проходит по следующим номинациям:

  • ­                   «Действующие модели»
  • ­                   «Действующие устройства»
  • ­                   «Макеты и модели статического характера»
  • ­                   «Иллюстративный материал».
  • ­                   «Литературно-языковое творчество»
  • ­                   «Информационные материалы».

         Положительным моментом является то, что из года в год стабильным остается достаточно высокий показатель вовлеченности студентов в научно-исследовательскую работу и техническое творчество. Регулярность проведения выставки-конкурса творческих работ и научно-практических конференций делает результаты работы студентов и руководителей гласными, способствует популяризации данного вида деятельности среди студентов, является формой распространения опыта данного направления деятельности среди преподавателей.

        

        

                                                                  

Система научно-исследовательской работы студентов и их технического творчества является важным фактором самореализации студентов, их творческого потенциала, важным условием, создающим возможность для их первых научных проб.

Совершенствование данного вида деятельности должно быть направлено на повышение качества, для этого необходимо: повысить уровень сложности исследований, создать эффективную систему организации НИР.

Основная проблема научных исследований преподавателей и педагогических сотрудников – управление качеством подготовки специалистов. Основными направлениями исследований и педагогических проектов являются: апробация и внедрение в образовательный процесс системы мониторинга качества подготовки специалистов на разных уровнях.

Преподаватели и педагогические сотрудники Филиала участвуют в научно-практических конференциях других образовательных учреждений и организаций: городские Коняевские чтения, «Региональная научно-практическая конференция «Система учебно-методической деятельности профессиональных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС СПО», в том числе и в международных: Международной научно-практической конференции «Проблемы транспортного обеспечения развития национальной экономики», «Ярмарка проектов» - организовано ФГБОУ ВО «ВГУВТ», Международная научно-практическая конференция «Инфо-Стратегия: ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ», IX Международная научная конференция «Гражданское общество в современном мире»,   «Международная научная конференция   НАУКА. ТВОРЧЕСТВО» и другие.

Одним из приоритетных в системе профобразования является вопрос подготовки современных специалистов, обладающих способностью к научно-исследовательской, научно-практической деятельности, включающей умение обнаруживать и ставить проблемы, решать нестандартные задачи, обладающих способностью усовершенствовать объекты знаний, добавляя детали, изучая различные аспекты проблемы, предлагая нестандартные решения.

Организация научно-исследовательской и творческой работы студентов является одним из важнейших направлений деятельности цикловых (предметных) комиссий (далее ПЦК) и учебно-методического отдела Филиала. Планирование работы проводится преподавателями и студентами в рамках предметных кружков, включается в план работы ПЦК, составляться план творческой и научно-исследовательской деятельности студентов Филиала.

В рамках данной системы традиционными стали студенческие научно-практические конференции, где студенты докладывают результаты проведенных исследований за текущий учебный год.

Ежегодно, в апреле проводится научно-практическая конференция «Наука – путеводная звезда», на которой студенты докладывают результаты проведенных исследований за текущий учебный год по темам, выходящим за рамки изучаемых дисциплин. Этой традиции уже много лет - в апреле 2016 года прошла Х, юбилейная студенческая НПК «Наука – путеводная звезда».

С 2010 года в Филиале ежегодно проводится научно-практическая конференция студентов по итогам практики. Уходя на практику, студенты определяют с руководителем тему исследования.

В организации научно-исследовательской деятельности преподавателей и педагогических сотрудников, безусловно, достигнуты определенные результаты.

Положительным моментом являются массовое участие педагогов и студентов в НИР: 65% педагогического состава сотрудников занимаются исследовательской работой; 73% преподавателей являются руководителями студенческой научно-исследовательских и творческих работ студентов; 32% студентов приобщены к НИР.

С целью мотивации студентов к углублению знаний по учебным дисциплинам, выявления наиболее одаренных студентов в Филиале проводятся предметные олимпиады по математике, информатике, химии, биологии, физике, истории, инженерной графике.

О достаточно высоком уровне качества подготовки студентов свидетельствует тот факт, что студенты Филиала неоднократно становились призерами областных и региональных предметных олимпиад.