Самарский филиал ФГБОУ ВО "ВГУВТ"

История Самарского филиала - РАЗДЕЛ В ДОРАБОТКЕ

Печать

19 февраля 1930 года Совет Труда и Обороны СССР постановил создать институты водного транспорта в Ленинграде и Нижнем Новгороде и сеть водных техникумов, так как страна нуждалась в квалифицированных кадрах речников. Среди этих техникумов был и Саратовский (позднее Самарский) политехникум водных путей сообщения.

3 ноября 1930 года газета Нижневолжского краевого комитета ВКП (б) и краевого исполкома "Поволжская правда" публикует объявление:

Объявление об открытие политехникума.

10 ноября 1930 года - день рождения нового речного техникума. Но место в Саратове было не совсем подходящее: небольшой порт, крохотный судоремонтный завод, соответственно и небольшая кадровая база.

Поэтому в октябре 1931 года техникум из Саратова переводится в Балаково, где был крупнейший судоремонтный завод и зимовал флот. Здесь производился капитальный ремонт пассажирского и буксирного флота дореволюционной постройки.

В Балаково техникум находился до лета 1936 года. В 1936 году произошло последнее перемещение. Началом функционирования техникума в Куйбышеве можно считать Приказ Зам. Народного комиссариата водного транспорта от 3 августа 1936 года о переводе его из г. Балаково в г. Куйбышев.

В куйбышевской газете "Волжская Коммуна" от 29 июля 1936 года печатается объявление о появлении в городе нового учебного заведения - Куйбышевского техникума водного транспорта и о наборе студентов.

Куйбышевский техникум водного транспорта

 Куйбышев, как областной центр, предоставлял больше возможностей для найма опытных преподавателей, здесь были грузовые и пассажирские пристани (с 1948 года – Куйбышевской речной порт), судоремонтный завод, да и с набором студентов проблем не возникало. Перевод в областной центр повысил престиж техникума как учебного заведения. Руководил Куйбышевским техникумом водного транспорта в то время директор Борис Иванович Китнер.

Техникум расположен в исторической части города,  в доме № 62/64 по улице Молодогвардейской (бывшей Кооперативной)  в здании, построенном в 1898 году, согласно генеральному плану застройки Самары. Земля была дорогой, место экономили и «лепили» дома вплотную друг к другу.

Самарский речной техникум

В конце XIX – начале XX в. оно принадлежало домовладельцу Кириллову. На первом этаже располагались лавки с мануфактурой и галереей. Левое боковое крыло использовалось под мастерские. Второй этаж и правое крыло были жилые. Во дворе была литейка, кузница, станочный парк. В 1914 году здесь изготавливали ружейные гранаты Зеленского по заказу военного ведомства. На месте нашего актового зала была конюшня. Парадный вход был там, где сейчас выезд для автомобилей, а наш привычный вход был тогда черным, там располагался дровяник. Отопление было печным, канализация и водопровод отсутствовали. В кабинете директора сохранился старинный лепной потолок, вот, пожалуй, и все, что осталось от дореволюционных времен, так как наше здание неоднократно перестраивалось. В 50-60-е гг. здание благоустроили и надстроили 3-й этаж.

В 1920 году здесь открываются Самарские технические курсы водного транспорта. В 1922 году их сменяет школа ФЗУ затона им. тов. Янсона, которая функционирует до 1936 г., то есть до переезда техникума в г. Куйбышев. На первом этаже проводили занятия, а на втором этаже жили студенты. Общежитие на улице Карла Маркса 126а построили позже.

С 1936 г. и до сегодняшнего дня техникум не менял своего адреса. Только в годы Великой Отечественной войны администрация была вынуждена отдать здание под нужды авиационных мастерских. Занятия проводились в школе № 25 на площади Революции. После войны наш техникум вернулся в родное здание, в старинный дом с якорем у дверей.

Техникум начал подготовку широкого круга специалистов водного  транспорта: гидромехаников, эксплуатационников, судовых механиков, технологов, судостроителей, ремонтников, финансистов.

Мирное развитие техникума нарушила война 1941-го года. Учащиеся и сотрудники техникума воевали на всех фронтах и во всех родах войск. Среди них герои Советского Союза: Мельников Анатолий Васильевич, Еряшев Борис Никандрович, Грошев Леонид Петрович, Павлов Валентин Васильевич.

 Герой Советского Союза

Мельников Анатолий Васильевич
Ветеран труда,ветеран 4-ого гвардейского Кантемировского Ордена Ленина  и красного
Знамени танкового корпуса. 
Через два года после окончания войны закончил Самарский речной техникум и много лет работал преподавателем.   

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Выпускник и преподаватель техникума, участвовавший в войне 

Кривов Фёдор ПетровичКривов Фёдор Петрович   
Выпускник и преподаватель техникума.
В годы войны служил старшиной башни главного калибра крейсера "Каганович" на Тихом океане.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Закончилась война, вернулись за парты недоучившиеся студенты. Флоту были нужны грамотные специалисты и техникум включился в их подготовку. В 1947 г. открывается судостроительное отделение. С 1951 г. в техникуме начинается подготовка судоводителей, в 1959 г. судоводителей-судомехаников, с 1977 г. электромехаников.

 

Выпуск техников-механиков 1949 год

В связи с развитием перевозок в морские районы начинается выпуск специалистов для судов класса «река-море»: с 1985 года начинают готовить судомехаников, с 1989 года – электромехаников, с 1990 года – судоводителей-моряков.

 Первый выпуск судоводительского отделения 1951 год

В истории техникума есть еще одна памятная страница, повествующая о подвиге студента Вячеслава Александрова, призванного в ряды вооруженных сил Советского Союза и погибшего в Афганистане в 1988 году.

 

Слава Александров

В своем последнем бою он один полтора часа сдерживал силы противника. Посмертно Указом президента Александрову В.А. присвоено звание Героя Советского Союза, его именем назван один из волжских сухогрузов-овощевозов.

Преподаватели - ветераны техникума

 Гогин Алексей Федорович

Гогин Алексей Федорович (1911-1981)

     Родился 30 июля 1911 г. в деревне Олтухово Нижегородской области. В 1932 г. окончил Нижегородский механико-машиностроительный институт. По окончании учебы трудился на заводе «Красное Сормово», занимался испытаниями и исследованиями судов и судовых механизмов, параллельно вел научную работу (публикации в журнале «Судостроение», бюллетене завода «Красное Сормово»). В 1939 г. занял 2-е место в конкурсе, организованном Горьковским судопроектом (проект «Установка для замера упора гребного колеса буксирного парохода». Во время войны работал конструктором на этом же заводе, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». После войны (1946-1953 гг.) работал главным технологом, главным механиком и и. о. главного инженера, временно исполнял обязанности директора строящейся Куйбышевской судоверфи. С 1953 г.  преподаватель судовых силовых установок и других судомеханических дисциплин  Куйбышевского речного техникума. Является автором ряда учебников и учебных пособий.

    Чаплыгин Иван Васильевич

    Чаплыгин Иван Васильевич (1923-1983)

    Родился в 1923 г. в с. Бака Чкаловской обл. (Украинская ССР). В 1938 г. поступил на  судомеханическое отделение Куйбышевского речного техникума. В 1941 г. по комсомольскому набору направлен в ряды действующей армии. Служит командиром стрелкового отделения ВДВ. Демобилизован в 1943 г. из-за тяжелого ранения. Оканчивает техникум и работает там же начальником отделения и преподавателем судомеханических дисциплин, с 1952 г. зам. директора по учебной работе. В 1955 г. с отличием закончил физико-математический факультет Куйбышевского Государственного педагогического института. Награжден медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне» «За доблестный труд к 100-летию В. И. Ленина». Является автором учебников и учебных пособий.

     Чипурнов Артур Иванович

    Чипурнов Артур Иванович

    Родился 25 апреля 1936 г. в с. Николо-Березовка (Башкирская АССР). В 1956 г. окончил Куйбышевский речной техникум и был направлен на работу в Куйбышевское линейное  речное пароходство, в этом же году мобилизован в ряды Советской армии. В 1966 г. окончил Куйбышевский электротехнический институт связи. В Куйбышевском речном техникуме работал в период с 1963 по 1968 гг. (исполнял обязанности зав. судомеханическим отделением и преподавал радиооборудование и другие электромеханические дисциплины) и с 1971 г. Является лауреатом ВДНХ 1974 г. За разработку автоматического регистратора прохождения судов награжден серебряной медалью. С сентября 1999 г. заведовал лабораторией судовой радиосвязи. В 2001 г. награжден значком «Отличник речного флота». Является автором учебника «Судовая электроавтоматика» совместно с Константиновым С. С. и Чаплыгиным С. И. С 2002 г. на пенсии.

    Богданов Александр Александрович

    Богданов Александр Александрович (1932-2007)

    Родился 20 мая 1932 г. в г. Гатчина Ленинградской обл. в семье военнослужащего. В 1956 г. закончил 2-е Высшее военно-морское инженерное училище им. В. И. Ленина (г. Пушкин Ленинградской обл.) по специальности «Силовые установки кораблей с двигателями внутреннего сгорания». С 1956 по 1961 г. служил в Дважды Краснознаменном Балтийском флоте командиром электромеханической б/ч малого противолодочного корабля. С 1961 по 1963 г. работает в управлении пароходства «Волготанкер», В 1963 г. получает диплом механика всех групп судов речного и озерного флота с двигателями внутреннего сгорания. С 1963 по 1966 г. работает на танкерах Куйбышевской РЭБ пароходства «Волготанкер» механиком – 2-м штурманом. В 1965 г. переходит на преподавательскую работу в техникум, где работает до настоящего времени, ведет судомеханические дисциплины. Ветеран труда, награжден значком «Отличник речного флота» и медалью «300 лет Российского флота». В соавторстве с Гогиным А. Ф. и Кивалкиным Е. Ф. в 1982 г. издал учебник «Судовые дизели», в соавторстве с А. Ф. Гогиным в 1983 г. выпустил учебное пособие «Судовые двигатели внутреннего сгорания». После тяжелой болезни в декабре 2007 года ушел из жизни.

    Полей Николай Лейбович

    Полей Николай Лейбович (Львович)

    Родился 23 декабря 1939 года в городе Бобруйск (Белорусская ССР). Широко образованный и эрудированный инженер. Создатель большого числа различных методических пособий, учебных фильмов. В 1968 году закончил Куйбышевский политехнический институт по специальности «Машины и аппараты нефтехимических производств» и  поступил работать в Куйбышевский речной техникум преподавателем электрооборудования судов. Продолжая преподавать, в 1978 году закончил Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальности «Судовые машины и механизмы». Был руководителем техникумовского вокально-инструментального ансамбля «Аэлита» (1970-1990), с которым побывал во всех районах области с концертами. Николай Львович награжден медалью «Ветеран труда» (1987), ему присвоено почетное звание «Преподаватель-методист» (1988), «Заслуженный работник пароходства «Волготанкер» (1991), награжден медалью «300 лет Российскому флоту» (1996), юбилейной медалью «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (1998), нагрудным знаком «Почетный работник речного флота» (1999). За многолетний творческий преподавательский труд 18 октября 2006 года Указом Президента Российской Федерации Полей Николаю Львовичу присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». В техникуме преподавал до ноября 2011 года. С сентября по октябрь 2011 года, Полей Николай Лейбович исполнял обязанности директора филиала.

    Дальнейшее развитие техникума.

    С 2005 года ФГОУ СПО «Самарский речной техникум» было реорганизовано путем присоединения к ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта» с созданием на его основе обособленного структурного подразделения академии.

    В 2008 году Самарский речной техникум – филиал ФГОУ ВПО «ВГАВТ» ликвидирован, и в настоящий момент входит в состав Самарского филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волжская государственная академия водного транспорта» в качестве Управления СПО -  «Самарский речной техникум».

    Самарский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волжская государственная академия водного транспорта" - Самарский филиал ФГОУ ВПО "ВГАВТ" переименован в Самарский филиал Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волжская государственная академия водного транспорта" -  Самарский филиал ФБОУ ВПО "ВГАВТ", распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта № АД-149-Р от 26 мая 2011 года.

    За  свою многолетнюю историю Самарский речной техникум стал одним из крупнейших образовательных учреждений среднего профессионального образования водного транспорта  Средне-Волжского региона страны, тому доказательство визит министра транспорта РФ Левитина Игоря Евгеньевича в марте 2007 года.

    Визит Левитина И.Е.

    Игорь Евгеньевич посетил техникум в сопровождении заместителя Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Исаевой А.А., ректора ФГОУ ВПО «ВГАВТ» Минеева В.И., проректора ФГОУ ВПО «ВГАВТ» Хохлова А.А. и других официальных лиц Самарского области.

    Выступая перед студентами и сотрудниками, И.Е Левитин подчеркнул важность и необходимость возрождения речного транспорта, который прежде перевозил едва ли не треть всех грузов. Река Волга, по словам Игоря Евгеньевича, должна стать гигантской транспортной трассой.

    Выступление перед студентами

    Большая многолетняя добросовестная работа всего коллектива в подготовке специалистов водного транспорта была отмечена министром вручением почетных наград, ценных подарков.

    Юбилей Самарского филиала ФБОУ ВПО "ВГАВТ"

    Юбилей Самарского филиала ФБОУ ВПО "ВГАВТ"

       3 ноября 2011 года в театрально - концертном зале "Дзержинка" состоялось торжественное мероприятие, посвященное юбилею Самарского филиала ФБОУ ВПО "ВГАВТ". Мы отмечали две юбилейные даты, связанные с нашим учебным заведением - 50 лет со дня образования в г. Самаре (Куйбышеве) учебно - консультационного пункта (УКП) Горьковского института инженеров водного транспорта, преобразованного с годами в Самарский филиал «Волжской государственной академии водного транспорта» и 75 лет Самарскому (Куйбышевскому) речному техникуму, открытому в нашем городе в 1936 году.

       С 01 января 2009 года два ранее самостоятельных образовательных учебных заведения преобразованы путём объединения в Самарский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волжская государственная академия водного транспорта».

        Поздравить alma mater пришли выпускники  техникума, преподаватели, ветераны, сотрудники и студенты филиала. Советник директора Николай Львович Полей, представители администрации филиала, выпускники и студенты, а также дети сотрудников подготовили праздничную  концертную программу, посвященную юбилею.

       Почетные гости, представители судоходных компаний и других социальных партнеров филиала выступили с торжественными приветствиями и теплыми пожеланиями в адрес заведения, много лет осуществляющего подготовку специалистов речного и морского транспорта. Состоялось награждение сотрудников, принимающих активное участие в жизни филиала. Завершил торжественное мероприятие праздничный фуршет.

    Директор Куйбышевского (Самарского) Речного Техникума

    Колчин Владимир Петрович

     Колчин Владимир Петрович

         Владимир Петрович Колчин выпускник техникума 1965 года, работал судоводителем на волжских судах. При переходе на работу в техникум прошел все ступени преподавательской карьеры - от лаборанта до директора техникума. В этой должности он проработал с 1982 года до 2008 года. Является своеобразным рекордсменом по стажу работы в должности директора техникума.

         В должности директора Владимир Петрович все силы направлял на создание условий качественного обучения студентов, вырос престиж техникума, установились договорные, партнерские отношения со многими учебными заведениями, предприятиями отрасли региона, расширились связи социального партнерства. Значительно укрепилась учебно - материальная база учебного заведения: введены в действие новые кабинеты и лаборатории, оснащенные современным оборудованием, значительно выросла стоимость основных фондов учебного заведения. Большое внимание уделялось развитию внебюджетной деятельности. Полученные средства направлялись на совершенствование учебного процесса, создание собственной тренажерной базы по борьбе за живучесть, борьбе с пожарами на судах и других конвенционных требований, социальную защиту преподавателей и студентов.

        Владимир Петрович успешно вел преподавательскую деятельность, используя в учебном процессе современные педагогические методики и технологии, уделяя большое внимание практической подготовке  студентов.